Навигация

Марта Грэхем - основоположница системы танца модерн. Принципы и законы движения в её технике 16

естественным "натурализмом Айседоры". Мери Вигман считала, что пространство - это мир танцовщика, это отражение бесконечно­сти, символ вечно меняющейся вокруг танца среды. Движение на­полняет душу танцовщика восторгом полного слияния с пространст­вом, и эти идеи оказались близки М. Грэхем. Танцовщик должен «всматриваться, вдумываться сквозь пространство», как если бы оно было непроницаемо, двигаясь - «прислушиваться к пространству» и «высекать» в нем место для себя.

Знакомство с взглядами немецкой танцовщицы помогло М. Грэ­хем освободиться от стилизованности и экзотичности, унаследован­ных от Сен-Дени.

В своих творческих поисках она определила, что движение под­чиняется трем основным константам: времени, пространству, энер­гии. Он считала, что внутренняя энергия исполнителя освобождается и «выплескивается» в пространство во время танца. Как и К.С. Ста­ниславский, М. Грэхем делала акцент на то, что эмоция провоцирует движение. Движение, считала она, должно и может определить эмо­цию более точно, чем слова. «Не важно, что говорят слова - движе­ния никогда не лгут..., танец не должен делать ничего, что вы може­те сказать словами. Он должен выражаться действиями, окрашен­ными глубокими чувствами, которые могут быть выражены только движениями». Создав свою школу и труппу, она создала и свой язык движений, детально разработав его технику исполнения. Важной составляющей ее техники был так называемый внутренний импульс: «Она использовала не только наши тела, она использовала также нашу душу, нашу внутреннюю жизнь...», — вспоминают ее ученики.

Уроки техники М. Грэхем начиналась с простых движений, ко­торые превращались в длинные танцевальные цепочки с добавлени­ем различных позиций рук и ног и изменением направлений, уров­ней движения

назад далее