Навигация

Марта Грэхем - основоположница системы танца модерн. Принципы и законы движения в её технике 21

стоя на коленях, упражнения со сгибанием коленей, Которые перерастали в серию движений для того, чтобы подняться с попа. Движения корпуса и рук выполнялись в положении стоя с ис­пользованием различных уровней. Далее в композиции урока использовались различные шаги, бег и прыжки по диагоналям класса и по кругу. Были введены новые образцы счета: замедленная четверть, двойной счет для ударного движения или счет третями для лирических движений. Изменение акцента и счета, смешение ритмов и не­ровная размерность стали привычными для танца модерн. Образцы 10 или 5 счетов тоже стали обычными. Танцоры должны танцевать босиком. «Они должны прийти в класс и подготовить свои тела к работе. Школа - это дисциплинированное место, потому что там есть только одна свобода - это дисциплина», — говорила М. Грэхем. «Я предпочитаю обучать своих студентов, начиная с возраста девяти лет. Я необъективна к наличию предшествующей тре­нировки и предпочла бы, чтобы это был балет. Есть вещи, которые должны быть знакомы: пятая позиция, например, далее - pile, использование различных поз зела, по только упорядоченных», гово­рила Марта Грэхем.

В 1970 году, в возрасте 76-ти лет, будучи 49 лет на сцене, М Грэхем ушла из труппы. «Мое тело больше не может делать то, что я хочу», - сказала она. Она впала в депрессию, утратив стремле­ние к жизни. Возрождение произошло лишь в 1973 году: «Моя рабо­та должна продолжаться, даже если я уже не могу танцевать сама». М. Грэхем продолжала жить, репетируя, путешествуя, создавая новые танцы для труппы и наблюдая занятия в Школе. В 1984 году ей был вручен орден Почётного легиона. До самого по­следнего дня она оставалась элегантной и подтянутой. В 1991 году М. Грэхем не стало. Её книга «Тетради Марты Грэхем», вышедшая в 1973 году проливает свет на источники творчества Грэхем как тан­цовщицы и хореографа.

Проследив жизненный путь М. Грэхем, можно уверенно сказать, что техника ее танца изменялась по мере изменения самой личности исполнителя, которая трансформировалась в своем эстетическом вос­приятии, в интуитивных поисках движений, которые бы отражали бы социальные проблемы. «У вас так мало времени, чтобы подготовиться к рождению в мгновение, для мгновения», - отмечала М. Грэхем.

«Мы помним Марту» — под таким названием публикуется серия интервью и воспоминаний под редакцией Джозефа X. Мазо. Автор создает портрет целеустремленного, преданного искусству худож­ника, верного определенным принципам и ценностям эволюционных перемен. Это портрет женщины, которая, осознавая свою силу, гото­ва признавать ошибки и начать творить заново: «Она могла безжало­стно обходиться со своими танцовщиками и щедро вдохновлять их. Она могла быть резкой и тактичной, обладала острым умом и люби­ла смеяться, обожала "содовую", считала пот в классе "чистым при­творством", была практичной. А те, кто работал с ней, понимали, что они общаются с гением».

В начале XX в. она, по сути, стала оракулом хореографии ново­го времени. Различные идеи европейского и американского танца модерн нашли в ее творчестве наиболее целостную и разносторон­нюю реализацию. В то же время искусство М. Грэхем явилось пло­дотворной основой нового этапа развития современного танца. Прямо или косвенно ее творчество повлияло почти на всех зару­бежных хореографов, пришедших на сцену в начале пятидесятых годов XX века. Школа современного танца М. Грэхем, созданная в 1927 году в Нью-Йорке, является сейчас крупнейшим центром тан­ца модерн.

назад далее