Навигация
Романтизм, некогда обещавший так много, остался лишь прекрасной эстетической утопией: на самом деле из грандиозных проектов создания искусства будущего, о чем так страстно говорили его теоретики, мало, что воплотилось в жизнь. Постепенное осознание этого факта вело к кризису романти­ческих идей, ставшему особенно заметным в середине века. «Эпоха модерна была воспринята как пограничная, как сравнительно крат­кий период между устоявшимся укладом и во многом традиционны­ми формами мышления XIX века и потрясшим основы XX веком. Она воспринималась, как кризисная, но кризис был и творческим состоянием, и предчувствием нового...». Возникает идея синтеза искусств. Таким образом, определялась программа но­вого искусства. Его идеолог Хенри Ван де Вельде писал в 1894 г.: «...художники, слывшие до сих пор "декадентами", превратились в борцов, которые кинулись в поток новой, многообещающей рели­гии»".

Хаос господствовал в архитектуре, глубокий упадок наблюдался в области прикладных искусств. Чувство неблагополучия не покида­ло многих, и не случайно Ревю Женераль де л'Аршитектюр в 1868 г. задался вопросом: «Как вывести наши искусства из той трясины, в которую они погружаются все глубже и глубже?». Краткая эпоха модерна богата теоретическими манифестами, призывавшими к «то­тальному обновлению искусств». В таком «духовном» климате и рождался модерн - стиль, который словно был призван осуществить то, что обещал романтизм; и он действительно активно проявил себя в областях, которые остались романтизму, недоступны: в архитекту­ре, в синтезе искусств, в обновлении декоративно-прикладных реме­сел. Художникам открывались иные горизонты: и реализм, и нату­рализм, и импрессионизм, бурно развивающиеся в изобразительном искусстве и литературе, привлекли внимание наиболее одаренных мастеров.

назад далее