Навигация

Процесс дыхания и принципы его соединения сдвижением 32

При глубоком усиленном дыхании сокращаются не только глав­ные дыхательные мышцы, но и вспомогательные: мышцы брюшного пресса, груди и шеи. При сильном сокращении мышцы брюшного пресса давят на органы брюшной полости, при этом диафрагма под­нимается вверх, и опускаются ребра. Это ведет к мощному выдоху.

Как же используется биологический процесс дыхания в техниках танца? При обучении правильному дыханию важно уяснить, что ды­хание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов - вдоха и выдоха. В своей книге «Дыхание в хореографии» Е.А. Лукь­янова (педагог по дыхательной гимнастике Московского хореогра­фического училища) определяет эти моменты фазами. И рассматри­вает дыхание как трехфазовое. Именно трехфазовое дыхание, как утверждает Лукьянова Е.А., дает возможность танцовщику перено­сить тяжелые физические нагрузки. Первая фаза - длинный упругий выдох, он очищает легочные пузырьки (альвеолы) от избытка угле­кислоты. Вторая фаза - пауза, она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть. Третья фаза - вдох после паузы, он заполняет лег­кие достаточным количеством кислорода.

В танце модерн существует такое понятие, как «дыхание души». Источник энергии, рождающий это «дыхание», находится в центральной области нашего тела, в которой расположены брюшные и ножничные мышцы. Поэтому исполнителю очень важно научиться понимать биологический процесс дыхания внутреннему, эмоциональному состоянию. Это понятие энергии души неразрывно связано с техникой Грэхем. В противоположность технике Грэхем, где выдох происходит при сильном сжатии мышц брюшного пресса, в тех­нике Лимона - наоборот, выдох - это сильное расслабление мышц тела – падение, или же зависание тела в момент выдоха.

назад далее