Навигация

На рубеже веков закладываются основы нового вида искусства -дизайна - и произведения мастеров стиля модерн дали мощный им­пульс для его дальнейшего развития в XX веке. Архитектурные па­мятники стиля модерн достаточно легко узнаваемы. Это, прежде всего, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространст­во и удивительный причудливый орнамент, основной темой которо­го становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набе­гающую волну. Линия, как говорили мастера того времени, «стано­вится духовно несущей», выполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего общим мотивом и ритмом все составные элементы целого. Но архитекторы модерна никогда точно не копи­руют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, при­думаны, однако наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. Примером образцов модерна в архитектуре, безусловно, считаются особняки Рябушинского и Дерожинской, построенные Ф. Шехтелем. Все в этих сооружениях до последней лампы и двер­ной ручки создано по проекту гениального архитектора. Образно-символический язык форм модерна здесь особенно ярок.

Модерн - болезнь духа, томление по будущему, будущему «лучшего способа жить», где общество было бы очищено от прису­щих ему противоречии. Модерн хотел бы показать мир таким, как если бы современное общество пошло по пути социального усовер­шенствования; но так как через искусство общество переделать нельзя, то оно отвергло модерн «как модель будущего», лишь час­тично использовав то, что было актуально. Но, пытаясь разрешить противоречия искусства XIX в. исходя из тенденции самого XIX в., модерн погибал, просуществовав 10-15 лет

назад далее